Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда,12.12.2018,04:51



 














Муниципальное   бюджетное

общеобразовательное

учреждение   

КОШУРНИКОВСКАЯ

СОШ №8




Мой профиль | Выход | RSS
Вы вошли как Гость 
Группа "Гости"
 

 Включить версию для слабовидящих 

Внимание! Сайт переехал!
Новый адрес сайта: кошурниковская-школа8.рф

Меню сайта

Ученикам

Достижения

Подвоз

Патриот

Деятельность  ДОО

Волонтеры

В гостях у психолога

Советы психолога

Дефектолог

Логопед


Родителям

Родителям

Консультация психолога

Советы дефектолога





Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.

Тема урока: Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.
Тип урока: обучающий, презентация материала.
Цель урока: Изучение жизни и творчества Марины Ивановны Цветаевой.
Задачи урока: Познакомить с основными вехами жизни Марины Цветаевой. Дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни. Создать атмосферу «погружения» в творчество мастера. Познакомить с лирикой Цветаевой. Привитие интереса к поэтическому наследию поэтессы. Воспитывать чувство патриотизма к своей Родине. Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, доска, колонки.
Ход урока. 1. Мотивация учащихся: Согласно примерной программе общего образования по литературе изучение жизни и творчества Марины Цветаевой обязательно для учащихся 9 класса. Такие уроки воспитывают творческого читателя, умеющего воспринимать поэзию чувственно, ассоциативно, а не только умом. Они развивают фантазию, воображение, позволяют использовать свой жизненный опыт, ибо каждая строчка пропускается через сердце: А) создание ситуации новизны, неожиданности; Б) пробуждение эмоционально – нравственных переживаний; В) познавательность; Г) анализ жизненных ситуаций; Д) дискуссия. 2. Организация начала урока (эмоциональный настрой) Оглянись: вокруг мороз стоит,
Солнце так безудержно смеется!
Пусть оно энергией своей
В душу каждого из вас прольется!
Улыбнись, стараясь мир понять,
Сбрось с себя ненужный груз волнений,
Приготовься сердцем воспринять
Глубину цветаевских творений! 3. Постановка цели и задач урока. 4. Постановка проблемного вопроса: Что представляет собой Марина Ивановна Цветаева как личность? 5. Литературно – музыкальная вставка. 6. Выполнение ролевых заданий: выступления учителя и учащихся. 7. Выполнение практических заданий. 8. Чтение и анализ стихотворений. 9. Рефлексия: сегодня на уроке мы проделали большую работу: побывали рассказчиками, познакомились с биографическими данными М.И.Цветаевой, постарались проникнуть в духовный мир поэта, женщины, матери, изгнанницы. Ваши впечатления от урока… 10. Домашнее задание. Доделать начатые презентации, проанализировать лирические стихотворения Цветаевой. Урок начинаю с просмотра и прослушивания видеоролика. Учитель: - Как вы думаете, кому принадлежат слова, написанные к этому романсу? (М.И.Цветаевой) Вы абсолютно правы. Кто же она эта женщина? Слайд № 1(портрет Цветаевой) Учитель: Марина Ивановна Цветаева… Марина родилась 26 сентября 1882 года с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова. Слайд № 2 (изображение рябины и стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…». Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 16 августа 1916 Вслушайтесь в строки этого стихотворения. Какой звук повторяется часто ( звук р). Какое чувство пытается передать нам поэт? (чувство тревоги). Как называется такой прием ? (аллитерация – повторение согласных звуков, усиливает образность речи, ее смысловую сторону). В истории русской поэзии 20 века Марина Цветаева занимает высокое и своеобразное место. Ее поэтическая личность сформировалась в уникальной, насыщенной художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Слайд № 3 (портрет отца). 1. Сообщение учащегося: Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция античных статуй. Это он ввел Марину в античный мир, который стал неотъемлемой частью духовного мира поэта. Слайд №4 (портрет матери). 2. Сообщение ученика: Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. «После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом,» - говорила Марина. Долгие годы имя ее и творчество незаслуженно были забыты. Бесценное литературное наследие оставалось невостребованным: сборники лирики, 17 поэм, восемь драм в стихах, автобиографическая, мемуарная проза, письма, дневники и записи. Больно и обидно, что о таком большом русском поэте так долго молчали, стихи не публиковались на родине, не изучались в школе, но сегодня их черед настал. Цветаева говорила: « Возьмите стихи – это и есть моя жизнь». 3. Ученик читает стихотворение «Идешь, на меня похожий…» Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала - тоже! Прохожий, остановись! Прочти - слепоты куриной И маков набрав букет, - Что звали меня Мариной, И сколько мне было лет. Не думай, что здесь - могила, Что я появлюсь, грозя... Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились... Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, - Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет. Но только не стон угрюмо, Главу опустив на грудь. Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь. Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли... - И пусть тебя не смущает Мой голос из-под земли. 3 мая 1913 Коктебель – К кому обращается лирическая героиня? Какой мотив звучит в стихотворении? (Ученики рассуждают о том, что лирическая героиня может обращаться к любому человеку, проходящему мимо могилы, кто-то говорит, что к конкретному лицу. Большинство соглашается с первой точкой зрения, отмечая, что "прохожему” может быть не известно даже имя героини, которая "тоже была…” на этой земле, была молодой и красивой, беспечной и игривой. В стихотворении звучит мотив смерти. Говорю ребятам о том, что мотив смерти, безысходности был свойствен символистам и декадентам, речь о которых пойдет в 11-м классе). – С какой просьбой обращается к "прохожему”? – С просьбой сорвать "слепоты куриной”, прочитать, кто здесь лежит, но не печалиться по этому поводу, а "легко подумать” и "легко забыть”. Для нее очень важным является тот факт, чтобы "прохожий” знал, что она – "тоже была”. - Символом чего являются алые маки? (Символом памяти). – Обратите внимание на год написания стихотворения. До рокового дня 1941 года еще далеко. Как это ни парадоксально, но могила Марины Цветаевой до сих пор не найдена. 4. Сообщение ученика: Марина росла среди музыки и книг. С 4 – х лет началось тайное чтение – вопреки строгому запрету матери – рано! Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен. В 6 лет заведена первая самодельная тетрадь, где писались стихи, и откуда начался дневник. Она любила Трехпрудный переулок, Москву. Таким было ее детство. Слайд № 5 ( изображение дома в Трехпрудном переулке). 5. Ученик читает стихотворение «Домики старой Москвы». Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы, Точно дворцы ледяные,
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала? Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах, Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор...
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор! Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, -
Грузные, в шесть этажей. Домовладельцы - их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы. 6. Сообщение учащегося: Пушкин оказался первым поэтом Цветаевой. Первым, кого она задолго до того, как научилась читать, узнала по памятнику на Тверском бульваре, по картине «Дуэль», висевшей в родительской спальне, и по материнским рассказам; первым, кого она прочла сама. Он навсегда остался для нее первым поэтом. И человеческий образ Пушкина, и его стихи, и проза, прочитанные в раннем детстве, формировали отношение Цветаевой к поэзии, к жизни… Слайд № 6 (портреты Цветаевой позднего периода). Поэтический мир Цветаевой необычайно музыкален, живописен, поэтому огромное количество стихов исполняются как романсы. Слайд №7, 8 ( изображение морской темы, изображение страниц сборника). Звучит романс «Я бренная пена морская». В это время учащимся предлагается составить как можно больше слов из букв, входящих в имя поэтессы. Давайте обратимся к толковому словарю (садятся за компьютеры и находят в Интернете (зайти в Яндекс и написать «Толковый словарь русского языка Ожегова».Далее находим «Толковый словарь русского языка» Онлайн – поиск толкований и выражений) и найдем толкование слова бренная(1 вариант) (тленный, переходящий; бренные остатки, т. е мертвое тело) и пена ( второй вариант) (пузырчатая масса, образующаяся на поверхности жидкости, легкая). - Ставлю проблемный вопрос (слайд). 7. Сообщение ученика: В жизни юная Цветаева была диковата, дерзка, застенчива и конфликтна. Не достигнув и 17 – летия, одна поехала в Париж и прослушала курс по старофранцузской литературе. В один из осенних московских дней 1910 года из Трехпрудного переулка вышла невысокая гимназистка с глазами цвета крыжовника, с задумчивым взглядом близоруких глаз и направилась в типографию Мамонтова. В руках у нее была внушительная стопка стихов. В этот знаменательный день Марина постучалась в двери русской литературы. Через месяц она уже держала в руках неказистую книгу в сине – зеленой картонной обложке под названием «Вечерний альбом». На книгу последовали одобрительные отзывы Гумилева, Брюсова, Волошина. Они остались преданными друзьями на всю жизнь. 8. Сообщение ученика: А.Блок в жизни Цветаевой был поэтом, которого она чтила не как брата по ремеслу, а как божество от поэзии и которому, как божеству поклонялась. (Это подтверждает стихотворение «Имя твоё…» Слайд №9 (портреты Волошина, Блока). Первое выступление Марины состоялось 3 ноября 1911 года в литературном кружке на Малой Дмитровке в обществе «Свободная эстетика». Марина читала свои стихи не одна, а с сестрой Асей, потому что была стеснительная, читая стихи, они держались за руки. И Вот триумф, аплодисменты. А в 1912 году Марина издает второй сборник стихов «Волшебный фонарь». В печати восторгов не было. 9. Ученик читает стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» Слайд №10 (изображение написанного стихотворения). Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Май 1913 Коктебель - Какие выразительные средства языка присутствуют в этом стихотворении? (очень много сравнений, есть эпитеты). 10. Сообщение учащегося: Действительно, ее стихи можно сравнить с «драгоценными винами», которые лежат где – то в далеком погребе и ждут своего читателя, нас с вами. Таковы ее стихи о Москве, о любви, о природе, о Родине, обо всём, что она любит. По словам Марины Ивановны, вся ее жизнь – «роман с собственной душой». Она принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Брюсов, Горький, Ахматова, Блок – им она посвящала стихи. Слайд №10, 11(Изображение Сергея Эфрона, бракосочетание). 11. Сообщение ученика. В один день с Мариной только годом позже родился ее муж, Сергей Эфрон. Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском пляже. Она собирала камешки, он стал помогать ей, Марина загадала, если он найдет и подарит ей сердолик, она выйдет за него замуж. Так и случилось. В дневнике у нее есть запись: «Сережу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно красив и внешне и внутренне. Наша встреча – чудо!». Они обвенчались в январе 1912 года. Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию. Это был период бестревожного счастья. В октябре 1912 года у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды. Назвала вопреки всем. Это было маленькое чудо с огромными глазами и горячим сердцем Слайд № 11, 12 (изображение Ариадны). Моя несчастная природа В тебе до ужаса ясна: В твои без месяца два года – Ты так грустна. 12. Сообщение ученика: Марина узнавала в дочери себя и любила ее безмерно. В 1914 году началась 1 мировая война. Казалось, что она скоро кончится, Марина с Сергеем и маленькой Ариадной жили в Борисоглебском переулке, здесь она написала много стихов, здесь бывали её друзья. Отсюда в качестве брата милосердия отправился на фронт муж. Слайд № 13 (фотография Эфрона, Ахматовой, Мандельштама). Слайд №14 (воспоминания Ариадны). 13. Сообщения ученика: 13 апреля 1917 года у Цветаевой родилась вторая дочь Ирина. Годы первой мировой и революции Цветаева провела в России. Как и миллионы людей она жила среди голода и нищеты, холода и смерти. Князь Волконский писал: «А помните, когда вошел к Вам грабитель, он ужаснулся перед бедностью, в которой Вы живете. Вы его пригласили посидеть, говорили с ним, и он, уходя, предложил Вам взять от него денег. Пришел, чтобы взять, а перед уходом захотел дать». 14. Сообщение ученика: Из воспоминаний: «Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картошки, остаток от пуда, одолженного соседями, весь запас». Марина ездила по деревням, пыталась менять вещи на продукты, но всегда у нее получалось не так, как у других. Слишком она была доверчивой.. Она терпеливо выстаивала долгие очереди за пайковой селедкой, за хлебом, тащила на салазках гнилую картошку, которую выгребала из казенного подвала, где ее выдавали по списку. Слайд № 15 (Марина и дети). 15. Сообщение учащегося: Домашний быт был каторжным. Не было денег. От Сергея не было никаких вестей. Все, что можно было продать – продано. Добрые люди (практичные) убедили отдать девочек в образцовый детский приют в Кунцеве. Но во главе приюта стоял мерзавец, спекулирующий детскими продуктами. Приехав навестить девочек, она нашла Алю почти безнадежно больной. А Ирина еще «дюжила». Пока она билась с Алей, её выхаживала, Ирина умерла с голоду. Из воспоминаний: «У меня большое горе, умерла в приюте Ирина 3 – го февраля, четыре дня назад. И в этом виновата я. Я так была занята болезнью сестры (малярия) и так боялась ехать в приют, что надеялась на судьбу. Я случайно узнала. Сказали, что умерла от слабости, без болезни. И я даже на похороны не поехала – у Али в этот день была температура 40,7, сказать правду? Я просто не могла, как я скажу об этом Сергею? Стихотворение «Две руки, легко опущенные…». Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были – по одной на каждую – Две головки мне дарованы. Но обеими – зажатыми – Яростными – как могла! Старшую из тьмы выхватывая – Младшей не уберегла. Две руки – ласкать – разглаживать Нежные головки пышные Две руки – и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая – на шейке тоненькой – Одуванчик на стебле! Мной еще совсем не понято, Что дитя мое в земле. И начались скитания и мытарства, нашедшие отражение в одном слове «Версты». ( индивидуально прошу найти значение этого слова, пока ищут, просматриваем слайды со стихотворением, находим особенности) Слайд № 16 (изображение сборника). Анализ стихотворения. Слайд №16 (Марина и Сергей). Ни Февральскую, ни Октябрьскую революцию Цветаева не восприняла. В мае 1922 года с разрешения Советского правительства, выехала с 10 – летней Алей за границу к мужу, участнику белого движения, к тому времени находившемуся в эмиграции. Берлин, Прага, Париж. Россию Цветаева не видела 17 лет. Рядом всегда была дочь. Их отношения были настолько удивительны, что порой казалось, возраст их не разделяет. Слайд № 17 (Марина и Аля). В 1925 году рождается долгожданный сын Георгий (Мур или Мурлыга, так звали его дома). Слайд №18 (Марина с сыном). 16. Сообщение учащегося. Скоро она ощутила свое одиночество за рубежом. Сначала в Россию уехала Ариадна, следом Сергей Яковлевич, летом 1939 года Марина с сыном. Но Москва не приняла Цветаеву: стихи не печатали, вскоре арестовали мужа и дочь, обвинив в измене Родине. С того времени ее постоянно посещали мысли о самоубийстве. Марина вынуждена была скитаться. Ее не арестовывали, ее казнили незамечанием, непечатаньем, нищетой. Представители Союза писателей отворачивались от нее, как от жены и матери «врагов народа». Денег катастрофически не хватало (зарабатывала только переводами). Она была вынуждена принимать помощь от немногих друзей. Слайд № 19 (последнее фото Цветаевой). Один из начинающих поэтов, встретившись однажды с Цветаевой, сказал ей следующее - Знаете, Марина Ивановна, я на Вас гадал! - Как же Вы гадали? - По книге эмблем и символов Петра Великого. - И что мне выпало? – в укор спросила она Как было ответить, если по гадательной древней книге вышел рисунок гроба и надпись: «Не ко времени и не ко двору». - Все поняла! – сказала Марина. – Я другого и не ждала. Объявление войны она восприняла тяжелее всех, её охватил панический ужас и страх за судьбу сына. В Елабугу они приехали 21 августа 1941 года, работы там не было, Цветаева просила разрешения поселиться в Чистополе и места судомойки в столовой, разрешение было дано, а места в столовой не оказалось. Неизвестность о судьбе Али и Сергея, отчуждение между ней и сыном – все подтолкнуло к самоубийству. «Ничто не держит меня, не за что держаться». Слайд № 20 ( дом Цветаевой в Елабуге). 31 августа 1941 года Марина покончила с собой. Слайд № 21 (памятник Цветаевой). Захлебываясь от тоски, Иду одна без всякой мысли И опустились и повисли Две тоненькие мои руки. Итак, закрыта последняя страница. Посмотрите еще раз на имя этой женщины. Прочитайте слова, составленные из букв, входящих в имя Марины. Что вы можете сказать? Слайд №22 ( имя Цветаевой). - Что вы увидели в образе Марины Ивановны? (большую человеческую и материнскую душу, трагизм судьбы, яркий поэтический талант трудолюбие, своеобразие стихов, не похожих ни на какие другие). - Какой она была – Марина Ивановна Цветаева? Работа с портретом слайд №23. - Посмотрите, как воплотил образ поэтессы художник. - Какие стороны личности ему удалось отразить в своей работе? - А каково ваше впечатление от встречи с этой необыкновенной женщиной? - Что особенно запомнилось в ее судьбе, мы проверим, выполнив небольшой тест. Работа за компьютерами (решение теста в формате krab). - Ребята, а какой памятник поставили бы вы ей. Работа с компьютером. Создание презентаций из предложенного материала, поиск дополнительной литературы в Интернете. Итог. Обобщение. Стихи ее мелодичны и задушевны, они проникают глубоко в душу. Хоронили Марину 2 сентября 1941 года на кладбище Елабуги, где именно, никто не знает и не помнит. Если бы она знала, что мы придем и будем искать следы ее жизни и смерти – сколько нас еще будет…- перерешила бы она? Сколько имен, сколько крестов, памятников, могильных камней. А имени, которое мы ищем, - нет. Марины нет, исчезла.


Новости

Полезные сайты

Управление образования

Министерство образования

Дворец пионеров и школьников

Образовательные ресурсы Интернет

Федеральный центр информационных ресурсов

Информационный портал ЕГЭ

Единая коллекция ЦОР

Российский общеобразовательный портал

Педсовет.орг

Образование Красноярского края

Краевой институт повышения кваллификаци

Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz