Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда,12.12.2018,04:49



 














Муниципальное   бюджетное

общеобразовательное

учреждение   

КОШУРНИКОВСКАЯ

СОШ №8




Мой профиль | Выход | RSS
Вы вошли как Гость 
Группа "Гости"
 

 Включить версию для слабовидящих 

Внимание! Сайт переехал!
Новый адрес сайта: кошурниковская-школа8.рф

Меню сайта

Ученикам

Достижения

Подвоз

Патриот

Деятельность  ДОО

Волонтеры

В гостях у психолога

Советы психолога

Дефектолог

Логопед


Родителям

Родителям

Консультация психолога

Советы дефектолога





Анализ и исследование поэтического наследия поэта моей малой Родины Александра Филиппова

11 класс «Анализ и исследование поэтического наследия поэта моей малой Родины Александра Филиппова». руководитель: Ярусова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы.
 Цель научной работы: изучение, исследование и популяризация поэтического наследия местного поэта А.А.Филиппова.
Методы проведенных исследований: .Метод работы с архивными документами, метод анализа и обобщения, метод интервьюирования, метод составления диаграмм, метод информирования, метод опроса, метод исследования научной и справочной литературы, поиск информации в ИНТЕРНЕТе.
Основные результаты научного исследования: Исследуя поэтическое наследие Александра Алексеевича Филиппова, я почувствовала живой интерес к художественному слову, вдохновленному любовью к людям и к родной земле. Увидела, что поэзия Филиппова проникновенная, глубоко лирическая по своей природе, язык прост и ясен. Слог, фигуры, тропы(изобразительные средства языка), образы, выражения – все трогает и пленяет, потому что осуществляется чувством. Рассмотренный материал открыл для меня нового поэта, наделенного острым, проницательным разумом, живым воображением и добрым и нежным сердцем, который частицу себя отдает людям. Исследования позволили глубже проникнуть во внутренний духовный мир писателя и донести его творчество до окружающих. Я научилась работать со справочной литературой, открыто общаться с людьми, брать интервью, сопоставлять и анализировать материал, приобщила одноклассников и друзей к изучению творчества местных писателей и поэтов. ВВЕДЕНИЕ Задачи: 1.Изучить архивный материал: жизненный и творческий путь А.А.Филиппова. 2.Систематизировать изученный материал. 3.Показать умение работать с лирическими стихотворениями, умение находить выразительные средства русского литературного языка. 4.Популяризировать среди сверстников поэтическое наследие местного поэта А.А.Филиппова. 5.Приобщить современное поколение молодежи к духовным и нравственным ценностям. В научной работе речь пойдет о поэтическом наследии местного поэта А.А.Филиппова. Меня привлекает эта тема, потому что в ней затрагиваются мои личные интересы и интересы моих сверстников. В школьные годы происходит формирование личности. Именно в это время мы учимся жизни. Но как порой нам чего-то не хватает. Тот поток информации, который льется с экранов телевизоров, газетных публикаций, глянцевых страниц журналов несет в себе большой заряд агрессии, отрицательной энергии, которая негативно влияет на детское подсознание. А так порой хочется услышать что-то теплое, задушевное. Поэтому сегодня остро встает проблема воспитания духовно - нравственных ценностей моих сверстников. Одним из путей ее решения мне видится обращение к местному литературному материалу[1], имеющему в своей основе богатый опыт становления человека. Я благодарна судьбе за то, что она сопутствовала моему знакомству с творчеством замечательного человека, талантливого поэта, живущего в нашем небольшом таежном поселке Кошурниково Курагинского района. Он не очень известен, но это нисколько не умаляет значимости его литературного творчества. Его прекрасные произведения воздействуют сначала на чувства, разум, а потом рождают желание действовать, совершенствуя себя и окружающий мир. Этот человек – Александр Алексеевич Филиппов.[2] Мне посчастливилось прикоснуться к художественным родникам, питающим наши сердца, увидеть мощь человеческого духа. Работа позволит мне попробовать себя в роли начинающего филолога. Приступая к работе, я составила вопросы для того, чтобы взять интервью у А.А.Филиппова. Интервью. 1. Александр Алексеевич, где и когда вы родились? 2. В какой семье вы воспитывались? 3. Кто из родителей в вашей семье больше занимался воспитанием детей? 4. Какое образование вы получили? 5. Какие впечатления остались о родной школе? 6. Какая у вас профессия? 7. Что повлияло на выбор вашей профессии? 8. Чем предпочитаете заниматься в свободное время? 9. Что послужило толчком к созданию литературных произведений? 10. Есть ли у вас поэтические кумиры? 11. Какова основная тематика ваших стихотворений? 12. Что помогает вам при написании стихотворений? 13. Какое качество вы больше всего цените в людях? 14. Где и когда впервые были напечатаны ваши стихотворения? 15. Какие художественные средства вы используете в своих произведениях? 16. Что вы считаете самым важным в работе поэта? 17. Есть ли у вас какие-нибудь почетные звания в области литературы? 18. Что бы вы хотели пожелать подрастающему поколению? 19. С каким из поэтов Красноярского края вы поддерживаете связь? 20. Как воспринимают вашу творческую деятельность родные и близкие? Дополнительно был проведен опрос учащихся Муниципального общеобразовательного учебного учреждения Кошурниковская средняя общеобразовательная школа №8, который помог определить отношение современного поколения к поэзии. Данные опроса показаны ниже: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Филиппов Александр Алексеевич родился 01 января 1953 года в селе Большая Иня Минусинского района: Малая Иня – Малая РОДИНА. Шумный большак от села в стороне, Пруд и плотина, журавль в огороде, Сонные куры на старом бревне. Мать – Галина Михайловна, отец – Алексей Кузмич. Детей трое, и все – мальчики. Сегодня Александр Алексеевич сам является главой большого дружного семейства – у него четверо сыновей. Дети взрослые, обзавелись семьями, работают, воспитывают третье поколение Филипповых. Необходимо отметить, что Филиппов, прежде всего шел не от литературных образцов, а от жизненных впечатлений. Душу будущего поэта формировали воспитатели детского сада, первые учителя, наставники учебных заведений. От них он получил первые уроки доброты, сердечности и нравственности. Учился он в нашем родном поселке Кошурниково, где окончил 10 классов. После школы поступил в Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта: Российские Железные Дороги – Артерии израненной страны. Нам близкие здесь беды и тревоги Потерями и шрамами видны. Усталые от пыток перегоны, Пока еще не сбившихся путей. По станциям разбитые вагоны – Как кладбища погибших кораблей. По окончании высшего учебного заведения вернулся домой и с1961 года больше не покидал родные места. Педагоги отзываются о нем как о примерном ученике, потому что учился он преимущественно на четыре и пять. Уже с раннего детства Александр Алексеевич ценит в людях доброту, искренность, взаимопонимание и честность. Может быть, именно поэтому у моего героя столько верных и преданных друзей. Юность поэта была насыщена интересными встречами и приключениями. Чем он только не занимался: и на мотоцикле катался, и ходил на охоту, и целыми днями пропадал на реке как заядлый рыбак, и теплыми летними днями бродил с ребятами по лесу в поисках грибов и ягод, любил вечерами сидеть у костра и есть полевой щавель и осоку. Мне кажется, что все это как бы послужило толчком к созданию лирических произведений, потому что нельзя остаться равнодушным к сказочным красотам природы: В дымке виднеются Синие горы, Стадо и речка, пастух на коне, Гром прогремит – и по хлебному полю Ветер промчит на игривой волне… Тонкие стынут березы. Озеро спит подо льдом, Комом сжимаются слезы, Но не нарушится сон. Сейчас писатель работает машинистом в восстановительном поезде №12[3]. За долголетний добросовестный труд на чугунной дороге награжден грамотами и похвальными значками «За упорство и выдержку». Но, как говорит сам Александр Алексеевич, эти грамоты для него никакой ценности не представляют. Он работает не ради награды. Главное качество, которое Филиппов ценит в людях, это, прежде всего, порядочность. Известный писатель Красноярского края Николай Еремин [4]помог раскрыть талант начинающего поэта широкому кругу читателей. «Он профессиональный писатель, - говорит о Еремине Александр Алексеевич.- И его поддержка для меня очень важна». Сейчас они встречаются, перезваниваются, делятся новыми произведениями, советуются. Николай Еремин с огромным удовольствием печатает стихи Филиппова в своих альманахах. Самым первым печатным изданием, где появились стихи Филиппова, был сборник «Терново – лавровый венец», вышедший в 2004 году в городе Красноярске. Затем последовал второй сборник «Экстрасенсы» и в 2005 году третий сборник «Концы с концами». Еще, исследуя архивные данные, я обнаружила стихотворения поэта в красноярском журнале «Пригород». Если взять все произведения Александра Алексеевича, то можно сказать, что их объединяет легкость и задушевность. Казалось бы, нет такой темы, которую не затронул бы он. Это и тема исторической памяти (Поэма «Александр Кошурников[5]»): Суровое, лихое было время. Шел грозный роковой сорок второй. А к городу на Волге двигал немец Железною отборною ордой. Кошурников – начальник экспедиции, Тот самый, из профессоров? Да нет, он будет наш сибирский, То Александр – сын его. Это и все общественные события, происходящие в стране (Стихотворение «Три года трагедии «Курска»): Три года трагедии «Курска». Нас память на север ведет, Где лодка отмеченным курсом Ушла в свой последний поход. Тяжелый арктический рокот Вздымает волну за волной. Но вот уже слышится шепот: Отчаяния быть не должно. Не оставляет он без внимания и творчество других знаменитых поэтов (Стихотворение «Расул Гамзатов»): Ушел от нас поэт Расул Гамзатов, Певец Аварской кремнистой земли… И кажется: серебряным закатом По небу потянулись журавли. Еще вчера он собирал на пир Друзей большой Российский шумный зал, И с телеэкранов на весь мир Смотрели его юные глаза. Большинство же его стихотворений посвящено семье, близким и друзьям («Сыну Александру»): Александр – Защитник и Воин – Что-то доброе в этих словах. Тот, кто их в этой жизни достоин, Переборет сомненье и страх. Ярославич, Суворов и Пушкин Это светлое имя несли, И сейчас их бессмертные души На защите родимой земли. Стихотворения, посвященные участникам Великой Отечественной Войны, занимают особое место в лирике поэта. Возвращаясь к событиям той далекой суровой поры, Филиппов использует насыщенные метафоры: « тяжелый арктический рокот вздымает волну за волной», «День Победы напомнит о павших, тихо сердце окликнет печаль». Ощущение беды, тревоги помогает почувствовать употребление однородных членов предложения: «шок, крики, гуд, стоны, плач». Поэт умело находит самый верный и короткий путь к яркому изображению действительности, подбором необходимой лексики достигает звучности и меткости в повествовании: День Победы - девятое Мая Для меня - это праздник вдвойне Тридцать лет я, его отмечал, Вспоминая о Пражской весне. Много стихотворений А. А. Филиппов написал о жизни поселка. Образ родного края раскрывается через предметные детали, отражающие быт (домишки, ручеек, сено). Писателя очень волнует будущее родного поселка: Раньше все здесь клокотало, бурлило В мирные годы и в годы войны. В жизни села, как в ручье, отразилась Жизнь и судьба всей великой страны. Эти строки очень выразительны благодаря своей звучности. Они бьют набатом. Чувство родной земли будоражит душу поэта, питает его слово, побуждают к перу: В дымке виднеются Синие горы, Стадо и речка, пастух на коне, Гром прогремит - и по хлебному полю Ветер промчит на игривой волне. . . Такие художественные детали, как «стадо, речка, пастух», заставляют трепетать сердце каждого человека, выросшего в поселке, не безразличного к его судьбе. Благозвучие, по моему мнению, отсутствие неудобопроизносимых сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное для слуха и легкое для восприятия звучание текста, помогает читателю проникнуться настроениями автора. Филиппов очень требователен и внимателен к благозвучию своих произведений. Вообще, благозвучие- необходимое качество текста, однако само по себе оно не является выразительным и изобразительным средством. Между тем в звуковой стороне языка содержатся немалые возможности художественного воздействия. Как реализация этих возможностей наряду со словесными средствами художественной изобразительности выработались и средства, приемы звуковой организации художественного текста. Основную смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в произведении словесности несет, конечно, слово. А каждое слово – это какой – то художественный прием или средство выразительности, то есть троп или лексические средства языка. Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.

Троп [6]- это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта. Рассмотрим разные виды тропов: ЭПИТЕТ - слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово .
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок). В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции: образно охарактеризовать предмет: синие горы, полумертвый стиль; создать атмосферу, настроение: хмурое утро, дождливый день, суровый климат; передать отношение автора, рассказчика к лирическому предмету, герою: игривая волна; совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета). Как настоящий поэт может остаться равнодушным к такой красоте, а как можно передать ее, не используя эпитетов. Конечно, это не возможно! СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа. Например, в жизни села, как в ручье, отразилась; по станциям разбитые вагоны, как кладбища погибших кораблей.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение .Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее). Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства (гром прогремит, ветер промчит, стынут березы, озеро спит, сжимаются слезы).
ГИПЕРБОЛА[7] (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение. Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета. МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство". (нам близкие здесь беды и тревоги потерями и шрамами видны, и кажется: серебряным закатом по небу потянулись журавли). МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) - вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков. Можно сказать, что поэзия — это мостик к прекрасному, к более высокому. Поэзия доносит до нас чарующие слова, иногда очень далекие от нашей повседневной жизни. Поэзия учит понимать необыкновенную красоту, открывшуюся в слове, в словесных образцах. Человек, который воспитывает себя на высоких словах поэзии, переносит многое из их красоты и силы в свою жизнь. Родная поэзия может и для нас самих стать высоким образцом — образцом для наших мыслей и чувств. Задумайтесь: ведь Русская Поэзия — это чувства, устремления, мечты, идеалы сотен и тысяч других людей, наших предков и наших современников; и они становятся к нам ближе, когда мы учимся понимать поэзию. У народа есть душа, у народа, в отличие от толпы, есть своя поэзия, и голос стихотворца — прямое эхо народного голоса. Чтобы понять предков, понять свою страну, чтобы понять, что же делает нас и наших предков именно единым народом, нужно заглянуть в душу и сердце своего народа — нужно услышать его поэтическую мысль. Знание родной поэзии — это одно из самых важных знаний, которые может получить учащийся: это знание народа, среди которого ты живешь, это, в конечном счете, познание себя самого. Филиппову от природы был дан талант усматривать положительные человеческие черты. Поэтому писатель использует в своих произведениях о родных краях такие выразительные средства, как инверсия («По земле родимой»), оксюморон («горячий снег»), синтаксический параллелизм («Дремлют Саянские горы // Тянет холодный Норд- ост»), обращается к незримому собеседнику, призывая его ощутить свое начало. Когда человек ощущает свое начало, он щедрей и правильней располагает своей жизнью. Только осознание человеком своих корней, своей духовной связи с прошлым дает ему будущее. Может быть, поэтому в Филиппове так сильна уверенность в возрождении поселка. В душе А. А.Филипова не только беспокойство за судьбу деревни, но и тревога за увядание красы родной земли, за воспитание будущего поколения. Именно поэтому он так часто обращается к детям и внукам: Есть у бабы внучка Аня, Нам она совсем, как дочь. Но бывает Аня няней, Если дед уходит в ночь. Ведь она уже большая: Красит губы в красный цвет, С чем мы вас и поздравляем: « Вы прекрасны, Вам шесть лет!» Что касается окружающей среды, то тема природы у Филиппова настолько актуальна, что звонким эхом откликается в наших сердцах. Природа в стихотворениях Филиппова тесно связана с жизнью человека. Она влияет на его настроение и физическое состояние, пробуждает в нем вдохновение, помогает постичь смысл жизни и принять ее такою, какая она есть. Невидимыми нитями связан лирический герой с родной стороной. Он ощущает запах трав, нежных цветов, которые заставляют забыть обо всем. Наверное, это и есть настоящая жизнь. Почувствовать это может только человек, находящийся в мире с самим собой, человек не беспристрастный и равнодушный, а чуткий, ценящий каждый миг, умеющий видеть и ощущать природу и понимать других. А дорога- все ухабы, Да повалены столбы. Эх, вот если бы, да кабы Были б жарены грибы![8] Стихотворение начинается с описания дорог деревушки, поэтому перед нами возникает образ деревенской природы. Перекрестная рифма [9](ухабы - кабы, столбы - грибы) придает стихотворению мягкое, мелодичное звучание. Исследуя работы Филиппова, я поняла, что простота художественных приемов сказывается в самом выборе выразительных средств, при помощи которых писатель придает своей картине яркость и изобразительность. Их отличительная черта - точность и объективность; в большинстве случаев они передают непосредственное зрительное впечатление, сообщая ему особенную наглядность. Во многих произведениях можно встретить пословицы, поговорки, фразеологические обороты, употребляемые в нашей повседневной речи. Яркие и красочные эпитеты передают неповторимую атмосферу окружающего мира. Особенно заметно, что Александр Филиппов использует звуковые повторы (это фонетические средства выразительности). Как мы знаем, звуковые повторы - прием усиления изобразительности текста путем повторения сочетаний звуков. Звуковые повторы включают в себя аллитерации и ассонансы. АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат.ad-k,при, со +littera- буква, собуквие) - прием усиления изобразительности текста путем повторения согласных звуков. Примеры аллитерации: Российские железные доРоги - АРтерии изРаненной стРаны. АССОНАНС (француз.аssonans - созвучие)- прием усиления изобразительности текста путем повторения гласных звуков .Примеры ассонанса: В этОм селе, вОзле ЯснОй пОляны, ДОм пятистенный стОит на краю . . . . Как дУши Ушедших в пУчинУ, Нам чайки приносят наказ. . . Ассонанс в русской художественной словесности - явление не столь распространенное, как аллитерация. Определить роль согласных в смысловом различении слов, в их узнавании поможет наблюдение за популярной телеигрой «Поле чудес»: правильно угаданные согласные значительно облегчают поиск верного ответа, по одним же гласным догадаться о слове чрезвычайно трудно. Вместе с тем и роль гласных звуков исключительно важна, так как они задают тон речи, наполняют ее звучанием и музыкальностью. Установлено, например, что, несмотря на то, что гласных звуков в 6 раз меньше, чем согласных, они составляют почти половину звуков речи (примерно 40 %). Повышенная частотность употребления гласных звуков придает русской речи напевность, а сочетание возможностей гласных и согласных создают необыкновенную красоту фонетического строя русского языка, что и имели в виду многие писатели, в частности М.М.Карамзин: «Верь в звук: смысл тайн в них». Герои филипповских стихотворений - простые сельские жители. Они симпатичны нам сочетанием тех черт, на которые обращает внимание автор. Главной чертой является трудолюбие: Много есть людей хороших: Доктора, профессора. . . Но, наверное, дороже Нам простая медсестра. Здесь шквалы перестроек бушевали, И начинался полумертвый штиль И телеграф тогда нам самый малый В машинном отделении звонил. У каждого писателя свой язык. Литературные произведения каждого автора отличаются неповторимым художественным стилем, основанным на использовании различных выразительных средств. Ни одно слово не произносится автором случайно. Каждое выражение, слово, знак препинания, построение предложения, употребление или отсутствие имен - все несет в себе смысловую нагрузку, является важным условием раскрытия идейного смысла произведения. Одним из приемов, отличающих индивидуально- авторский стиль, является риторический вопрос. Это синтаксическое изобразительное средство языка. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - это предложение, вопросительное по строению, но передающее, подобно повествовательному, сообщение о чем- либо. Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связанно с выражением различных эмоционально - экспрессивных значений: Чему еще надо случиться, И что мы должны потерять, Чтоб думать умом научиться И русский язык понимать. Этот вопрос поставлен не для того, чтобы получить ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение. Напряженность и выразительность речи усиливают также риторические восклицания: Но РЖД вообще непотопляем И не остановить Стальной Российский Ход, Ведь у рожденья наших магистралей Прославленный стоял Балтийский флот! Для произведений Филиппова характерны обращения: Бабушка Варя, любимая мамочка, Вся твоя жизнь - непрестанная боль. Друг ты мой, Колька, - друг закадычный, Вечный в дороге шофер . . . ОБРАЩЕНИЕ - яркое выразительное средство в художественной речи. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в поэзии Филиппова в роли обращения выступают имена собственные. Обращение у Филиппова к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм: Все, девчата, хватит врать- Доставай подарки. . . В своих стихотворениях Александр Филиппов использует бессоюзие. Бессоюзие заключается в намеренном пропуске соединительных союзов между однородными членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного: Школа, блики солнца в окнах, Опять диктант с утра . . Бессоюзие при однородных членах создает впечатление незаконченности, неисчерпанности перечисляемого ряда и подчеркивает логическую неоднородность соединяемых понятий. Еще одним важным изобразительным средством у Александра Филиппова является инверсия. ИНВЕРСИЯ - это расположение слов в ином порядке. Это сильное выразительное средство. Обратный порядок помогает выразить не только сообщение, но и эмоции говорящего. Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи, где она выполняет еще и ритмообразующую функцию: Кто инъекцию поставит, Процедуры проведет? И, конечно, лучше станет, И на утро все пройдет. Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения: Восемнадцать - не пятнадцать И совсем не сорок пять. Можно в армию податься Или в загсе расписаться, Или с кем - нибудь подраться, Век свободы не ведать! Инверсия придает больше экспрессии, эмоциональности, меняет интонацию. Я считаю, что данное выразительное средство уместно используется автором. За долгие годы Александр Филиппов написал немало замечательных стихов, которые можно сегодня поместить в отдельную книгу. Друзья и близкие знают, что Александр в любое время может написать поздравление на свадьбу, день рождения: У нас два праздника по половым отличиям: 8 марта, 23 февраля. . . И в этом смысле все у нас прилично, С чем вас и нас могу поздравить я. Николай Николаич, Новый год наступает, И, конечно, стихами Я вас должен поздравить! Исследуя работы, написанные Филипповым Александром Алексеевичем, я увидела, что в своих произведениях он по - разному употребляет те или иные части речи. Употребление отдельных частей речи, типов речи подчиняется определенной закономерности. Вот несколько примеров. В стихотворении Филиппова «Медсестра» на 57 слов приходится 12 глаголов, 13 существительных, 4 прилагательных, 4 местоимения. В стихотворении « Письмо к сыну» на 63 слова приходится 9 глаголов, 10 прилагательных, 14 существительных, 4 местоимения. Частотность употребления тех или иных частей речи несет в себе смысловую нагрузку в зависимости от контекста ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Писателя называют художником слова, потому что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. А под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают смыслу звучание, переливы цвета, смены настроения, разнообразные впечатления. Совокупность художественных средств выразительности не только делает литературные произведения более яркими и насыщенными, но и помогает автору раскрыть свой творческий замысел в полном объеме. Поэтическое наследие А.А.Филиппова небольшого объема, но оно вызывает огромный интерес. Его стихотворения затрагивают актуальные темы: жизнь поселка, природа. Живые трепетные картины природы, жизни людей учат любить и хранить мир зеленой красоты, жить в гармонии не только с обществом. Но и с самим собой. Лирика Филиппова имеет воспитательное значение, предостерегает, очищает и врачует душу, поэтому я считаю, что знакомство с нею современного школьника необходимо. Рассмотренный материал открыл для меня нового поэта, наделенного острым, проницательным разумом, живым воображением и добрым и нежным сердцем, который примером своей жизни, своими стихами вызывает во мне желание жить и учиться так, чтобы оставить после себя что- то нужное, полезное, ценное. . . К.Г.Паустовский писал полвека назад: «Наше время- самое благородное из всех эпох в жизни человечества. Если раньше могли быть забыты мыслители, писатели и поэты, то теперь это не может быть и не будет. Мы выжимаем ценности прошлого, и оно превращается в крепкое вино». Думаю, будет справедливо отнести эти строки к современности. Работая со стихами, я познала себя, свои возможности, творчески смогла применить свои знания по литературе. У меня возник интерес, потребность в такой деятельности. Мне приоткрылся новый мир. Филипповское слово ласково легло в душу. Я не устаю познавать его крепость и сладость. В рамках популяризации творчества поэта нами была организована читательская конференция, на которую пригласили непосредственно самого автора, учителей – словесников, тех людей, которые любят и ценят поэзию. Впечатления от такой встречи остались незабываемые. Быть знаменитым — некрасиво.
Не это поднимает ввысь,
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ А.А.Филиппов. «Экстрасенсы», «Терново – лавровый венец», «Концы с концами». А.И.Горшков. Русская словесность. М. «Просвещение». С.И.Львова. Уроки словесности. Издательский дом «Дрофа» 1996. Л.А.Введенская. Культура речи. Ростов – на – Дону «Феникс», 2001 Журнал «Пригород». Красноярск. И.Р.гальперин. Текст, как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981 Н.В.Муравьева. Риторика СМИ. М.: Издательство УРАО, 1999 А.В.Саматова. Метафора как характерная примета культурно – специфической формы коммуникации. Материалы научной конференции. Вып.8. М.: издательство УРАО, 2005. Энциклопедический словарь – справочник. Выразительные средства русского языка и исправление недочетов и речевых ошибок. Издательство: Флинта, 2005[10]. И.Мизина, Т.Тюрина. Выразительные средства языка. Издательство:Н-ПРО, Москва, 2006. Литературоведческий словарь терминов. Издательство «ДРОФА», 1993. [1] А.А.Филиппов. Сборники стихотворений «Экстрасенсы», «Концы с концами», «Терново – лавровый венец».
[2] А.А.Филиппов. Поэт Красноярского края.
[3] РЖД Трасса Абакан – Тайшет. Перегон Кошурниково – Саянская.
[4] Сборник стихотворений поэтов Красноярского края. Письмо Н.Еремина.
[5] А.Кошурников. Изыскатель и первопроходец трассы мужества «Абакан – Тайшет». Музей на базе основной образовательной школы №22 поселка Кошурниково.
[6] Выразительные средства языка. И.Мизина, Т.Тюрина. Издательство Н – ПРО, Москва, 2006.
[7] Словарь литературоведческих терминов.
[8] Примеры выразительных средств и приемов проиллюстрированы отрывками из произведений А.А.Филиппова.
[9] Учебник – хрестоматия по литературе 5 – 9 класс под редакцией В.Я.Коровиной.
[10] Предлагаемый словарь-справочник энциклопедического типа дает достаточно полное описание выразительных средств и речевых погрешностей современной массовой русскоязычной коммуникации. Словарные статьи, кроме необходимых теоретических сведений, содержат богатый иллюстративный материал и библиографию.



Новости

Полезные сайты

Управление образования

Министерство образования

Дворец пионеров и школьников

Образовательные ресурсы Интернет

Федеральный центр информационных ресурсов

Информационный портал ЕГЭ

Единая коллекция ЦОР

Российский общеобразовательный портал

Педсовет.орг

Образование Красноярского края

Краевой институт повышения кваллификаци

Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz